вторник, 18 августа 2015 г.

Кто-то наверху хорошо к тебе относится

Вселенная - такое большое пространство! В ней достаточно места для множества людей, которые все правы и все же ни за что не согласятся друг с другом.
Редко пишу посты последнее время, извините, если еще остались те, кто меня читает. На этот раз речь пойдет об одной незаурядной и определенно интересной книге Курта Воннегута "Сирены титана". В лучших традициях постмодернизма, эта книга наполнена абсурдными стечениями обстоятельств, внезапными сюжетными поворотами, элементами фантастики, но в то же время является довольно философской. Минус, замеченный мной - это не очень хорошая проработка личностей героев. Я вижу определенный образ, но не вижу в нем индивидуальной личности. Однако, думаю, задумка автора была вовсе не в создании правдоподобных образов, сродни какому-то определенному человеку, сколько в создании собирательного образа, описывающего целый народ.
Вот три трофея, которые дал нам космос, бесконечность вовне: ненужный героизм, дешевая комедия, бессмысленная смерть. 
Книга наталкивает на множество рассуждений. Одна из главных мыслей, которую я вычленила - это то, насколько легко народ может поддаваться внушению. Стоит предложить им мнимые блага (в данном случае - возможность узнать своё будущее и прочие привилегии), как они тут же готовы подчиниться чему-либо или кому-либо. Желание человека утешить себя тем, что какая-то высшая сила уже всё решила за него делает жизнь в разы проще. Человек не должен напрягаться, ведь всё предрешено. В создании новой, особой религии отразилось, возможно, мировоззрение самого автора: он отрицал всемогущество Бога и главным постулатом придуманной им религии было то, что ты не должен быть благодарен господу, потому что ему на тебя всё равно.
Человечество, не ведая, что истина таится внутри каждого живого человека, вечно искало ответа во вне - вечно стремилось вдаль. В этом вечном стремлении вдаль человечество надеялось узнать, кто же в конце концов сотворил все сущее, и попутно - зачем он это все сотворил.
Главной целью было сравнять всех людей, всех до единого, чтобы никто ничем не выделялся. Тут уже поднимается вопрос мира во всем мире: бытует множество мнений, и вот одно из них. Мир возможен только при отсутствии социального неравенства, которое как раз-таки исчезло после войны с Марсианской армией. Никто больше не мог сказать, что в чем-то Бог наградил его больше, потому как главные свои преимущества люди обременяли чем-либо. Например, жена очень красивого молодого человека была абсолютно фригидна - это было его бремя, в то время как сама эта жена была очень умной и обременила себя мужем, читающим разве что комиксы. И есть в этом доля правды, что, приравняв всех людей, воцарится мир во всем мире, это некая истина, которую нельзя оспорить или поставить под сомнение. Это было мнение Румфорда.
 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы ни один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Что касается самого создателя этой религии, да и вообще серого кардинала всея книги, Уинстола Найлса Румфорда, вновь вижу этот мотив вседозволенности, который ранее ярко был представлен в той же книге "Преступление и наказание" или "Братья Карамазовы". Этот герой всегда отрицал, что он подобие Бога, но всеми своими действиями доказывал обратное. Он всё за всех решил, он все жизни взял под свою ответственность, этакий кукловод, дергающий за ниточки целое человечество марионеток. Я не могу точно охарактеризовать этого персонажа, он противоречив, как и большая часть остальных героев.  Его действиям и идеологии пытались противостоять Малаки, Беатриса, но тем не менее, они сделали всё, что Румфорд напророчил.
В цитате, приведенной выше, говорится о том, что Бог нарочно сделал так, чтобы люди не понимали друг друга. И тут же мы видим, как Румфорд берет на себя божественные функции и "соединяет" весь народ, в надежде создать утопическую вселенную. Хорошо, что он выбрал более менее гуманный способ. Мог ведь геноцид устроить или массовое зомбирование, как с людьми с Марса.

Марсианская армия - отдельный сюжет, о котором хотелось бы написать. Эти главы читала с особым интересом, так как эти эпизоды оказались наиболее захватывающими. Дядёк, который отчаянно пытался вспомнить то, что делало его человеком, и истинные командиры, раздающие команды молнией прямо в мозг. Все эти люди были ничем иным, как пушечным мясом, которое готовили для "великих целей", для создания "мира во всем мире". При помощи общего врага людей можно сплотить по-настоящему. Самым неподатливым отчаянно продолжали стирать память снова и снова, до тех пор, пока человек не превратится в беспомощный марширующий овощ. Настолько грустно было наблюдать за падением человеческой личности, что задаешься вопросом: разве даже самый падший человек достоин такого обращения?
Порой мне кажется, что создавать думающую и чувствующую материю было большой ошибкой. Она вечно жалуется. Тем не менее я готов признать, что валуны, горы и луны можно упрекнуть в некоторой бесчувственности. 
Повальное обращение в машиноподобных существ, не имеющих права выбора. И всё это ради того, чтобы в дальнейшем принести на Землю мир. Румфорд выбрал самых падших людей по его мнению, опять же, взяв на себя функции главного вершителя судеб. Однако, как говорила Беатриса в конце книги: "Самое худшее, что может случиться с человеком - это если его никто и ни для чего не использует". Шевствование Румфорда над судьбами людей, возможно, с другой стороны не было плохой идеей, всё относительно. Для Малаки Консанта и Беатрисы Румфорд это точно было самой лучшей судьбой, ведь, если бы этого всего не произошло, они бы не были теми людьми, какими стали в итоге. Огромный жизненный урок, открывший глаза на многие вещи.
Знай, что у тебя всё отнимется, кроме достоинства, разума и нежности, которые дал тебе Бог, - и радуйся, что тебе предстоит только из этого материала создать нечто совершенное и прекрасное.
***
Для пунктуального - точечного - человека жизнь вроде "лабиринта ужасов". <...> Тебя ждут сплошные острые ощущения! Конечно, я вижу сразу весь лабиринт, по которому запустили твою тележку. И, само собой, я могу нарисовать тебе на бумажке все спуски и виражи, обозначить все скелеты, которые будут наскакивать на тебя в темных туннелях. Но это тебе ни капельки не поможет. <...> Тебе все равно придется прокатиться по этому лабиринту,  не я придумал аттракцион, не я его владелец, и не мне назначать, кто будет кататься, а кто нет. Я просто знаю профиль трассы, и все.
Призыв к вере в судьбу, фатализму, и в то же время мысль о том, что иногда только потеряв всё, мы начинаем переосмысливать свою жизнь. Все трудности приводят нас к результату, случайности - не случайны. Я долгие годы железно придерживалась этой точки зрения, но последние полгода ставлю эту мысль под сомнение. Рассматривая этот вопрос несколько под другим углом, можно сказать так: человек может делать выбор, он каждый день так или иначе "поворачивает" на прямой своей жизни, но при этом существует множество вариаций развития его будущего, которые так или иначе уже предначертаны. Человек же, в свою очередь, лишь выбирает определенный путь, по которому идет в дальнейшем. И таких "предначертанных" событий сотни тысяч. Об этом же говорил Румфорд в цитате выше. Он не то, что сам решил судьбу кого-либо - он просто в курсе, куда человеку надо "повернуть", чтобы прийти к определенному результату. И хоть потом он говорил, что им самим вертели, как могли - это противоречит всему, что он говорил ранее. Значит ли это, что он решил обвести всех вокруг пальца и скрыться в небытие?

И еще один вопрос, явно поднятый в произведении: что же есть счастье? Всегда затруднялась, пытаясь ответить на него. Стандартный ответ: "Счастье для каждого своё". Это правильно, но как же часто люди ошибаются в том, что же есть счастье для них.
Ни одна душа меня не любила и мне ни в чем не везло - даже увлечься ничем не удалось - и мне так осточертело торговать горшками и сковородками да пялиться в телевизор, что я стал ни дать ни взять - мертвец и так к этому притерпелся, что воскрешать меня было уже ни к чему.
***
Я от людей никогда ничего хорошего не видел, и они от меня - тоже. Нужна мне эта свобода в толпе народу или нет? <...> Я нашел место, где могу творить добро, не причиняя никакого вреда, и сам вижу я, что творю добро, и те, кому я делаю добро, понимают мою доброту и любят меня.
Не знаю, как еще комментировать это. Две цитаты: одна противоположна другой. Одни находили истинное счастье, как Боз, другие осознавали его только к концу своей жизни, как главный герой произведения, Малаки.

Не уверена, что написала обо всем, на что навело меня данное произведение. Скажу еще, пожалуй, что в это произведение хорошо вписывается сатира и немыслимые фантастические вещи. Советую любителям подумать и любителям яркого сюжета.



Комментариев нет:

Отправить комментарий